Политика Политика Политика

Портрет ответственного за внутреннюю политику в регионах России. Часть II

Совместное исследование КГ «Полилог» и «Клуба регионов»

Результаты исследования опубликованы 6 июня 2023 года.

Система госуправления за последние годы пережила несколько стресс-тестов: волны санкций, ковид, СВО и снова информационное и экономическое давление Запада. Все это, конечно, не может не отражаться на социально-политических процессах в российских регионах и приводит к корректировке задач и функционала тех, на чьих плечах лежит ответственность за внутреннюю политику.

Во второй части (первая часть) нового исследования КГ «Полилог» и федеральной экспертной сети «Клуб Регионов» проанализированы карьерные и образовательные треки, наличие социальных сетей и присутствие в медиа ответственных за внутреннюю политику в регионах России. Вместе с экспертами мы выяснили, нужно ли главным по внутрянке иметь политологическое образование, обязателен ли опыт госслужбы и насколько на этой позиции необходима публичность.

Методология: Исследование учитывало профильных заместителей губернаторов по внутренней политике, в случае отсутствия таковых — руководителей администраций. Основанием для отбора являлось прямое указание внутриполитической зоны ответственности специалиста на сайте администрации или соответствующие сообщения в региональных медиа.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ БЛОК

Образование: 39 специалистов из 89 имеют два и более высших образования (не считая повышения квалификации). Три специалиста со степенью Master of Рublic Administration (MPA), один — с Master of Business Administration (MBA).

У 19 вице-губернаторов по внутренней политике есть научные степени. Три из них докторские, а специалист из Сахалинской области сразу и кандидат юридических наук, и доктор экономических.

Доминирующими образовательными направлениями для внутриполов являются: юридическое (34), государственное и муниципальное управление (19) и педагогическое (14). Из необычных направлений подготовки у главных по внутриполу: библиографическое, медицинское, физиология    человека и животных, физико-математическое. Найдено также 13 специалистов с техническими специальностями (инженеры, аграрии, геологи).

При этом политологическое образование есть только у пятерых вице-губернаторов. Еще пятеро — менеджеры. В целом, чем старше специалист, тем чаще встречается техническое, медицинское или даже военное образование. В последствии они получили второе высшее уже более близкое к рабочим обязанностям — ГМУ или экономика.

У женщин-вице губернаторов, наиболее распространенным является педагогическое образование (4/9), у 2 из 9 юридическое образование.

Карьерный трек, откуда приходили на должность:

  • 42 с госслужбы
  • 9 из бизнеса
  • 9 из силовых структуру
  • 9 с муниципальной службы (чаще столицы региона)
  • 5 были депутатами заксов или ГД, еще 5 — из сферы науки и образования
  • 3 из политтехнологической сферы
  • По 2 из партийных структур, общественных организаций и медиа
  • 1 из сферы культуры 

Упоминаемость в медиа: не все вице-губернаторы одинаково популярны в медиа. В период с 01.04.2023 по 26.05.2023 среднее значение медиаиндекса по корпусу — 1361,17, а вот медианное лишь 360,1. Медиаиндекс менее 1000 у 25 специалистов, менее 500 у 52.

 Десятка лидеров по медиаиндексу:

  • Сергунина Наталья (Москва) — 48176
  • Пиотровский Борис (Санкт-Петербург) — 18122
  • Чемезов Олег (Свердловская область) — 3640
  • Гнеушев Андрей (Нижегородская область) — 3528
  • Гуськов Игорь (Ростовская область) — 2691
  • Ягов Олег (Пензенская область) — 2181
  • Костюк Мария (Еврейская АО) — 2051
  • Заремба Олег (Омская область) — 1975
  • Никитин Александр (Хабаровский край) — 1895
  • Шипилов Алексей (ХМАО-Югра) — 1794

Представленность в социальных сетях: почти 40% ответственных за внутреннюю политику (35 человек) не ведут социальных сетей (или, вероятно, зарегистрированы в них не под своими именами) и каналы в мессенджерах.

Страницы в «ВКонтакте» заведены у 49 специалистов, в «Одноклассниках» — у 15, а ТГ-каналы активны у 23. У 20 главных по внутрянке есть и ВК, и ТГ, у 3 только ВК и ОК, а связки ОК+ТГ нет ни у кого. При этом 10 специалистов имеют аккаунты сразу на трех площадках.

Женщины представлены в соцсетях лучше мужчин, 8 из 9 ведут хотя бы одну социальную сеть.

ЭКСПЕРТНЫЙ БЛОК

Насколько важно для главного по внутрянке иметь профильное образование госуправленца или политолога?

Сергей Старовойтов, политолог, основатель и руководитель «Клуба Регионов»

«Важно, безусловно, иметь высшее образование. Профильное образование является полезной опцией, но не базовым условием. Это связано с тем, что управление внутренней политикой не является четко очерченной сферой знаний, как, например, экономика, здравоохранение или строительство дорог. Здесь нужно иметь скорее высокий эмоциональный интеллект при базовом, наверное, все-таки гуманитарном, образовании. И вот эта связь — гуманитарное образование в базе и высокий эмоциональный интеллект — делают специалиста по внутренней политике более успешным, нежели представителя с другим набором компетенций».

Ярослав Игнатовский, генеральный директор аналитического центра «Политген»

«Образование политолога в меньшей степени, поскольку оно дает, в первую очередь, теоретическое представление о том, как устроены система органов власти, политические процессы, деятельность акторов и так далее. Замы по внутренней политике — люди практикоориентированные, нацеленные на исполнение задач, которые ставит глава региона, и выстраивание текущей политической конфигурации, которая на практике часто отличается от того, о чем пишут ведущие мировые политологи в своих научных трудах.

Что касается госуправления, то базовое образование безусловно важно, потому что это в большей степени дает представление о современном устройстве органов государственной власти как региональных, так и муниципальных. Поэтому зам по внутренней политике должен иметь образование по специальности «Государственное и муниципальное управление». В идеале он должен быть хорошим юристом, иметь представление о юридических аспектах деятельности органов власти, поскольку это часто связано с осуществлением в том числе финансовой деятельности, чтобы не нарушать закон. И второе — это избирательное законодательство, поскольку замы курируют и проведение избирательных кампаний.

А что касается личностных качеств, безусловно, это люди все разные, но они должны обладать достаточно сильным характером, волей, понимать в управлении, при этом быть неплохими дипломатами».

Илья Гращенков, генеральный директор Центра развития региональной политики

«Давайте будем исходить из самой должности — она является уникальной. В других странах в региональных правительствах такой должности обычно нет. Есть какие-то структуры, отвечающие за выборы, а за политику — это такое русское ноу-хау. Эти люди — изначально штатные политтехнологи, которые занимаются организацией выборов, и в межвыборный период взаимодействуют со всеми политическими силами региона — от оппозиции до «Единой России». Какие компетенции для этого нужны — прежде всего, коммуникативные навыки, умение общаться с людьми, потому что политика, как известно, это искусство договариваться. Навыки — понимание организации процесса, как избиркомы работают, как работают партии, что для этого нужно, как они финансируются и так далее. Нужно ли для этого политологическое образование? Думаю, нет. Управленческое — да. Но главное, что должно быть — опыт работы в политических структурах или политтехнологами. Если человек заходит на эту должность, не имея опыта работы в политике, — это всегда видно, он начинает со всеми ссориться, то есть, наоборот, мешает, а не помогает».

Опыт в госслужбе — это просто устоявшаяся практика или необходимое условие для назначения на эту позицию? Зарождается ли тренд привлечения вице-губернаторов по ВП из политтехнологической среды или бизнеса?

Роман Моложон, руководитель департамента спецпроектов КГ «Полилог»

«Опыт на государственной службе для кандидата на должность вице-губернатора по внутренней политике и особенно главы администрации, конечно же, желателен. Такой человек во многом выстраивает шестерёнки работы всего аппарата, позиционирования региональной и муниципальной власти, и без знания процедур успеха на этой позиции добиться крайне сложно. Еще лучше, когда главный по внутрянке изначально работал в регионе назначения. Знания поля, ключевых игроков, сильных и слабых сторон местных элит позволяют быть в выигрышной позиции. Но не стоит закрывать дорогу специалистам из политтехнологической среды. При наличии сильного и опытного внутриполитического департамента с выстроенными внутренними процессами губернаторы могут пригласить на эту должность «вольного хлебопашца», который бы добавил креатива и неожиданных решений в работу внутриполитического блока. А опыт госслужбы уже придет после».

Илья Гращенков, генеральный директор Центра развития региональной политики

«Вице-губернатор в сетке табеля о рангах — величина. Человека с улицы тяжело назначить. Всегда нужно, чтобы он соответствовал занимаемой должности по образованию, опыту, уровню квалификации. Помимо задач политтехнолога там есть и задачи вице-губернатора — понимать, как взаимодействуют отделы и управления, иметь необходимые параметры для назначения на должность. Поэтому с госслужбы легче прийти на этот пост. Бывают и исключения, когда хотят поставить кого-то конкретного, какого-нибудь политтехнолога. Но, в любом случае, конечно, госслужба есть госслужба, поэтому перевод человека с одной должности на другую гораздо проще, чем схемы внедрения из совсем другой сферы. Назначение политтехнологов — это единичные случаи, не тенденция».

Сергей Старовойтов, политолог, основатель и руководитель «Клуба Регионов»

«Я бы считал это необходимым условием, потому что государственная служба подразумевает умение работать в госсистеме. Чиновником невозможно родиться в один день. Зам по внутренней политике в первую очередь чиновник, и только во вторую — политтехнолог. Этого не могут понять многие сторонние наблюдатели, продолжая относиться к замам по внутренней политике как к таким политтехнологам, которые просто поменяли личный офис на кабинет в региональной администрации. На самом деле это не так, потому что система взаимосвязей на госслужбе подразумевает огромное количество компетенций, опыта и, самое главное, понимания того, как это все устроено. Человеку не из аппаратной среды очень сложно бывает выжить в чиновничьей среде. Поэтому я считаю, что профессиональный чиновник там более уверенно себя чувствует, чем человек, который зашел в прямом смысле слова с улицы, даже если он обладает набором каких-то полезных качеств.

Надо понимать, что чиновник — все-таки чиновник, а политтехнолог — это человек креативный, человек, который по своим психологическим характеристикам скорее не склонен к кабинетной работе, а чтобы творить, ему нужна свобода. Поэтому политтехнологи, на мой взгляд, хороши в качестве консультантов, независимых, либо в составе каких-то консалтинговых агентств, а на должность заместителя губернатора по внутренней политике нужно назначать в первую очередь профессиональных чиновников. Возможно, обладающих еще и политическими компетенциями и обязательно привлекающими для своей работы политтехнологов с внешнего рынка. Без независимых подрядчиков, в том числе и внутриполитических, на мой взгляд, устойчивые политические конструкции выстроить невозможно. Эту мысль я бы хотел донести».

Насколько важно быть публичным человеком на этой должности?

Сергей Старовойтов, политолог, основатель и руководитель «Клуба Регионов»

«Это совершенно не является необходимым требованием и скорее относится, наверное, к личным качествам специалиста по внутренней политике. Если ему комфортно вести соцсети и быть публичным — это его личное дело. Но при этом нужно понимать, что он в первую очередь чиновник, и только во вторую — специалист по политическим коммуникациям. И зачастую политика, как и деньги, любит тишину».

Ярослав Игнатовский, генеральный директор аналитического центра «Политген»

«На этой должности публичность им скорее мешает, потому что многие решения принимаются кулуарно и точно не требуют публичности. Если, допустим, заместители губернатора по экономическому развитию, по промышленности, по инновациям, по туризму, по культуре — это люди, которые вполне могут быть публичными, рассказывать о достижениях, об изменениях в жизни региона, то зам по внутренней политике — это, мне кажется, самый непубличный бюрократ. Часто эта должность связана с руководством аппаратом главы региона. И уж точно это человек, который отвечает за внутренние расклады, часто их называют «серыми кардиналами» именно потому, что они как раз «не светятся», и правильно делают».

Должен ли главный по внутрянке публично вести свои социальные сети и вступать в интернет-коммуникацию с жителями?

Анна Федорова, политтехнолог

«Нет, совершенно не должен. Вообще не так много позиций, на которых представитель власти должен это делать. Должен это делать всегда глава исполнительной власти — глава района, города, губернатор. Это просто очень хорошо соответствует нашей политической культуре, в которой люди ценят возможность напрямую обратиться, как они считают, к главному. Точно так же обязательно должны быть каналы обратной связи у министерств и ведомств, то есть либо должна быть возможность написать в свой региональный кабмин: в Минстрой, в Минздрав — куда угодно, и получить ответ. А в цех, который занимается внутренней политикой, — не так уж на самом деле много общественных запросов. О чем может спрашивать рядовой житель у зама во внутриполу? Но ничто не мешает ему вести, условно, ВКонтакте, где он будет постить фотографии с рыбалки. То есть, какие-то личные вещи. Но совмещать жизнь в соцсетях с работой этим специалистам совсем не обязательно».

Сергей Старовойтов, политолог, основатель и руководитель «Клуба Регионов»

«Это губернатору нужно быть публичным человеком, потому что народ от него ждет этого, потому что аудиторией главы региона являются жители, избиратели. А аудиторией заместителя губернатора по внутренней политике является политическая среда, и там коммуникации настроены несколько иначе. То есть там важнее личное общение, а не публичные комментарии в соцсетях. Если нравится ему фотки из спортзала постить — это личное дело, опять же скорее относится не к коммуникации, а к выстраиванию своего образа. Если мы проанализируем социальные сети реальных внутриполов, то увидим, что они или не ведут их, или ведут очень лаконично. Потому что подорваться на этом пути гораздо легче, чем получить какую-то выгоду».

Светлана Платонова, заместитель руководителя департамента спецпроектов КГ «Полилог»

«Главный по внутрянке не обязан вести публичные страницы, развивать личный блог и показывать примеры открытости. Но всегда есть «но». Такой человек находится практически на вершине региональной вертикали власти и поэтому обязан обладать максимально прокачанными скиллами коммуникации и уметь общаться с людьми в разных ситуациях: от разговора со сторонником в кабинете до контакта с протестующей толпой на митинге. В регионах бывали случаи, когда с точки зрения организаторских и политтехнологических навыков специалист прекрасный, но в сложной ситуации допускает грубейшие коммуникативные ошибки. Это сразу привлекает внимание оппонентов и показывает слабость региональной команды. Так что публичность — не главное, а вот умение грамотно вести себя на публике — необходимость».

Заявка






    Успешно отправлена!