Начало продаж Apple Vision Pro заставляет маркетологов снова садиться за википедию — купертиновская гарнитура подкинула список обязательных к изучению тем на целый университетский курс:
- пространственные вычисления,
- пространственные устройства ввода-вывода,
- трехмерные интерфейсы,
- дополненная, расширенная и смешенные реальности,
- а также возможности, которые эти технологии открывают для цифрового маркетинга.
Как любая инновационная новинка, Apple Vision Pro вызывает недоверие у части потребителей: и стоит, как чугунный мост, и выглядишь в ней нелепо. А некоторых от устройства даже тошнит.
Однако, оптимисты припоминают оппонентам успех айфона и айпада, выход которых на рынок также вызвал волну скептицизма. Энтузиасты считают, что и этот продукт «выстрелит», а способы взаимодействия с пространственным интерфейсом — например, «глазами указываем на элемент управления, а вместо нажатия соединяем большой и указательный палец» — станут такими же стандартами, как «свайпы» на смартфонах.
Кто окажется прав, покажет время, но всегда лучше подготовится к изменениям, чем полагаться на веру в то, что всё останется, как прежде. Только люди могут не меняться, а мир развивается всегда и быстро. Это же очевидно.
Осознайте возможности и ограничения
Как маркетологи (даже будучи пиарщиками ?), мы привыкли создавать 100% всех пикселей, которые видит потребитель: всю площадь билборда, все время ролика, все страницы сайта. Но пространственный маркетинг создает новую область ответственности.
В пространственных интерфейсах нам не нужно делать всё с нуля. Но задача на самом деле еще сложнее — нам придется добавить новый слой мира, который видит пользователь. Такой слой, который не портил бы привычную картину, а увеличивал бы ее потребительскую ценность. Добавлял бы новое измерение с захватывающими историями и полезными «волшебными картинками», возникающими «из воздуха».
Хорошо продуманный пространственный опыт создает чувство полного погружения. Он индивидуален, интуитивен и адпаптивен. Посмотрите на этот пример: как можно с помощью гарнитуры дополненной реальности перенести трансляцию гонок Формулы 1 поближе к дивану болельщика.
Трехмерные инфографики — это первый пункт, над которым мы должны будем подумать при разработке корпоративных приложений под visionOS.
Второй — это старая, добрая игрофикация. Дополненная реальность и пространственные интерфейсы как-будто созданы для того, что побуждать людей ловить покемонов играть с миром. Даже выполняя самые скучные бытовые обязанности — такие, как уборку.
Разработка «нативных» приложений под visionOS, использующих возможности пространственных интерфейсов, — это главный, но не единственный из пунктов, который мы можем добавить в свою стратегию.
- Адаптация существующих корпоративных iOS/ipadOS приложений под visionOS.
- Продвижение продуктов и брендов в [иммерсивных мирах](иммерсивные миры).
- Участие в виртуальных выставках.
- Обучающие симуляции.
- Тестирование продуктов и концепций и т. д.
Понимание всех способов использования цифровых пространств — это первый этап для адаптации маркетинговой стратегии к новым реалиям.
«Добавьте третье измерение» руководству по фирменному стилю
Пространственный маркетинг будет опираться на 3D-моделирование. Во всяком случае, в ритейле.
Уже сейчас компании-первопроходцы из числа крупных продавцов одежды, косметики и товаров для дома, приучают людей к шаблону покупки «попробуй 3D-модель прежде, чем купить». Например, компания Lowe’s (американский аналог Idea) создала коллекцию из 500 моделей своих товаров и приложение для добавления их в расширенную реальность. Потребитель может открыть камеру на телефоне и перетащить на картинку видоискателя какой-нибудь стул из последней коллекции, чтобы увидеть, как тот выглядит в комнате. И это будет не просто какая-то плоская наклейка, а объемный предмет в правильном масштабе. Вы сможете покрутиться вокруг него, осмотреть с разных сторон. Кто-то может даже увлечься и попробовать присесть…
Раздел вашего брендбука, посвященный пространственному маркетингу следует сфокусировать на двух аспектах:
- рекомендациях по представлению бренда в 3D-среде: логотип, фирменные цвета, типографика, трехмерные модели продуктов, звуковые эффекты, музыка и закадровый голос.
- и принципах иммерсивного (т.е. создающего ощущение полного погружения) повествования — вы должны определить, как персонализировать фирменные истории и проработать сюжетные ветки по основным пользовательским сценариям.
Ищите пространственных дизайнеров
Спрос на специалистов, способных создавать пространственные интерфейсы, исследующих и понимающих UX дополненной реальности, будет очень быстро расти. Чем раньше начнете искать, тем с большей вероятностью найдете.
Очевидно, первое время это будут самоучки, вышедшие из UI-дизайна, 3D-моделирования для видеоигр и промышленности и изучающие традиционные области индустрии развлечений, связанные с иммерсивным опытом: театральную режиссуру, проектирование тематических парков.
Пространственные дизайнеры помогут творческим командам переносить кампании и стратегию в трехмерное пространство. Подтянут ваших айтишников, чтобы совместными усилиями внедрить AR/VR (т. е. дополненной и виртуальной реальности) и новые платформы пространственных вычислений в маркетинг компании.
Учитесь у первопроходцев, начинайте с малого
Лучший способ понять новую технологию — это лично поэкспериментировать с ней, чтобы понять природу потребительского опыта.
Прежде чем сесть за концепцию собственного корпоративного приложения, поиграйтесь с лучшими приложениями, которые выпустила сама Apple и первопроходцы купертиновской версии метавселенной.
Собственные разработки начинайте с простых приложений и тестируйте их в фокус-группах. Это создаст базу и процедуры для быстрого развития.
Поощряйте потребителей-евангелистов
Преданные потребители всегда были главными союзниками брендов в конкурентной борьбе. Особенно их влияние возросло в эпоху расцвета социальных сетей.
Пространственный маркетинг должен дать новый импульс пользовательскому контенту. Проводите конкурсы, устраивайте лотереи — пусть энтузиасты снимают и распространяют записи собственного опыта с вашими иммерсивными приложениями, получают за это призы и лайки. Благо, гарнитуры расширенной реальности позволяют.
В заключение
Главный урок цифровой эпохи заключается в том, что потребители быстро меняются, быстро привыкают к удачным новинкам и отказываются от того, что не смогло вовремя подстроится под требования времени. Будьте дальновиднее, не откладывайте на завтра то, что началось с Apple Vision Pro.